Быстрый подбор cпециализированных выставок в Китае

 
Ключевое слово:
к списку новостей

18 октября 2010 г.

ЭКСПО-2010 – мощнейший интеллектуальный трансформатор.

 

В ТПП РФ продолжают отслеживать и анализировать ход и первые итоги Всемирной выставки ЭКСПО-2010 в Шанхае, которая обещает стать одним из самых заметных событий во всей истории Всемирных выставок. Генеральный комиссар Международного выставочного бюро (МВБ) Винсенте Лоссерталес недавно сообщил, что Шанхайская выставка установила, по крайней мере, три рекорда Всемирных универсальных выставок: по численности участников, численности посетителей и площади экспозиций. Число посетителей ЭКСПО-2010 в Шанхае превысило 60 миллионов, только павильон России посетило уже более 6 миллионов гостей, а до конца работы выставки (31 октября) еще немало времени.

В свете этого весьма интересными являются впечатления российских  посетителей выставки в Шанхае, ознакомившихся с экспозицией не только России, но и других стран. ТПП-Информ публикует еще одно мнение очевидца ЭКСПО-2010, содержащее новые грани и оттенки впечатлений от выставки, а также некоторые предложения и пожелания, которые могут быть полезны организаторам будущих экспозиций в России за рубежом.

Китайцы держат небо

Перевернутая пирамида монументального китайского дворца наполнена глубокими национальными смыслами – цветовыми, цифровыми, циркуляционными. Китайцы держат небо, они приумножают свой олимпийский триумф. Весь остальной мир – на уровне тамошних провинций. По высоте павильонов, по крайней мере.

Англичане тему выставки («Лучше город – лучше жизнь!») свели к синтетическому Гайд-парку и игрушечному павильону на нем. Но сам по себе британский павильон – Экспонат. Светлые головы с берегов туманного Альбиона представили обитателям другой, противной стороны Евразийского континента, эдакого лучезарного... ежа, ощетинившегося на окружающий мир тысячами оптоволоконных иголок. Сказывают, что на восходе солнечные лучи, отражаясь и преломляясь от кончиков игл, проецируют над павильоном мираж британского флага. Утверждать о существовании сего эффекта не можем, потому что все три дня нашего пребывания на ЭКСПО «ежик» был в тумане.

Внешние аналогии вызывают у посетителей двоякие чувства. До тех пор, пока не оказываешься за вратами. Тут выясняется, что «еж» ощетинился еще и вовнутрь. И на торцах игл в потоке внешнего света, как в янтаре,   представлены... семена. Тысячи натуральных зерен, семечек и косточек. Семенной фонд планеты. Как символическое напоминание о первородном истоке нашей земной жизни, который мы призваны лелеять и беречь. И, прежде всего, в городе. Вся выставка обсуждает оригинальный британский проект.

Сезон дождей

Минимизация выразительных средств – одна из тенденций шанхайской выставки. Особенно преуспели в сем американцы. Их павильон по статусу, наряду с российским, – один из крупнейших на выставке. Издали он откровенно смахивает на... нефтяной резервуар. Янки недвусмысленно демонстрируют миру свой фундаментальный пригородный объект. Тот, от колебаний уровня в котором то и дело лихорадит весь мир.

Внутри резервуара – национальная доска почета. На ней по советскому образцу выставлены логотипы ведущих американских компаний – знай наших! Пока взгляд сканирует вывески, загорается экран. Открывает представление страны государственный секретарь. Огромный экран. Огромный госсекретарь. Краткая речь и короткий фильм. Откровенно никакой. Просто нарезка говорящих голов. Головы с преобладанием детских лиц, в том числе, естественно, и китайских. Речь госсекретаря и нарезку кадров китайские посетители (а их исключительное большинство) призваны выслушать и отсмотреть стоя. Но китайцы протестуют против подобного диктата – после тридцатиградусной жары в прохладном помещении они инстинктивно рассыпаются по полу. Зато в следующем зале главный для посетителей экспонат – это... скамейки. На экране – продолжение американского бытия с обращением уже президента Америки. Фильм, как и предыдущий, тоже без профессиональных изысков, обычная американская агитка про общий дом. Но... огромный экран и огромный президент подсознательно воздействуют на обрадованного скамейкой экскурсанта.

Но Голливуд не будет Голливудом, если не выбьет слезу у зрителя. Для слез предназначен третий кинозал. Вновь сидячие места на всех. Экран разорван на три демонстрационных куска, по очертаниям напоминающим контуры башен российского павильона. На разорванном экране – американская действительность. Без высоких должностных лиц. Без возвышенных презентационных речей. Немое кино.

Захламленный двор-колодец. Туда-сюда снуют городские соседи, не обращающие друг на друга внимания. Кто-то пьет пиво и разбрасывает окурки,  кто-то читает газету, у самочинной свалки кучкуется подрост нации. Но это не тот подрост, из которого вырастает цивилизационная гордость Соединенных Штатов – гражданское общество. Истинный подрост появляется на экране с символическим для китайцев красным цветком в руках. В хрупких, по сути, детских руках. Но это сильные руки. И на экране сильная личность, способная бросить вызов заплеванной обыденности. Девчушка твердо ступает через двор, сквозь цепкую паутину исподлобных взглядов и... призывно сажает цветок. Двор вызов принимает – утром цветок растоптан. Героиня сажает новый. Его тут же демонстративно затаптывает заклепанный по всем швам сосед-ровесник. Слезы. Утро. Распахнутые шторы.

И пожилая соседка в центре разорванного экрана и посреди двора. В ее руках желтый цветок. За ней – сосед с голубым... Уже выметен хлам, уже разбит газон, уже появилась беседка... И тут налетает ураган с молниями и ливнем и сметает буквально все. Причем налетает ни только на экране. Киношный ливень и в зале проливается реальным дождем. Орошенные зрители подавлены. И эффектом присутствия, и отчаяньем сюжета... На глазах у одних искусственный дождь, у большинства – искренние слезы... И от сопричастности к происходящему на экране, и от ассоциаций с действительностью – в Китае сезон дождей.

Главные новости на всех телеканалах – из районов стихийного бедствия. И отснятый черт знает когда выставочный американский ролик оказывается гениально актуальным для китайского сего дня. Китай всем миром сегодня восстанавливает разрушенное стихией, а Голливуд про ЭТО уже снял фильм: в финале весь дом на утро после урагана  выходит на обустройство СВОЕГО двора СВОЕГО дома...

Потрясающая короткометражка. Именно для китайской всемирной выставки. Все продумано. Все учтено. Все предугадано. И нет нужды в других экспонатах. Американцы свои интересы и ценности продемонстрировали. Архитектурой терминала в том числе. И очередью перед ним. На четыре часа.

Летающий... эскалатор

Самая длинная очередь, понятное дело, у павильона Поднебесной. За второе место соревнуются США и Саудовская Аравия. Чтобы попасть к арабам, надо пропариться на шанхайской жаре более четырех часов. Сначала стоишь снаружи. Потом по винтовой дорожке поднимаешься на шестой этаж. Шаг за шагом. Словно на хадж. Наконец, входишь в темный зал. Справа, опять-таки  по-советски, – своя доска почета. С выразительными портретами правителей. Но портретная галерея быстро кончается. Ты по инерции делаешь несколько шагов по предоставленному тебе эскалатору и застываешь перед распахнувшимся новым миром. Но не стоишь, а плывешь, точнее, паришь над ним... Над городами и весями, над Меккой с ее завораживающим с высоты человеческим муравейником, над сухопутными и морскими небом и нефтескребами, над городскими оазисами в пустыне... Мечта о полете изначальна в человеке. Арабы в своем павильоне реализовали мечту. Перед тобой, под и над тобой, слева и справа от тебя – сплошной экран. И ты летишь сквозь пространство и время... Под звуки небесной музыки, в которой слух улавливает знакомое вкрапление. Память вырывает из детства навеянные мелодией слова: «Слушай, Ленинград. Я тебе спою...». Но это такое искусное вплетение, что ты воспринимаешь его как лично к тебе обращенное. А для китайца, немца, испанца, возможно, тоже свое вкрапление каждому... В следующий миг создатели экранной экспозиции с высоты своего таланта  бросают тебя вниз, на палубу некой скорлупы в бушующем океане. И палуба под ногами реально уходит у тебя из-под ног. И ты расставляешь ноги пошире и шаришь руками в поисках поручней...

Похоже, и на арабов поработал Голливуд...

Пощечина в награду

Итальянцы экстравагантно поставили на дыбы... театральную оркестровую яму. Далеко не каждый в нее заглядывал, а тут – на тебе! С дирижерским пультом, с черным роялем, с арфой, с ударными. А в соседнем сельском закутке эффектно забросили на потолок... хлебное поле колосьями вниз. ЭКСПО-2015 будет в Милане. Тема – продовольствие. Итальянская экспозиция в Шанхае, пожалуй, одна из лучших. Народ на ней глазе-е-ет, раскрыв рты...

Но одновременно народ на выставке явно неудовлетворен ролью пешехода-смотрителя. Посетитель в большинстве своем жаждет соучастия во всемирном празднике жизни. А его загоняют в загон из турникетов, где он безропотно томится часами. И никто пока не додумался активизировать очередь. А почему не запустить в нее массовика-затейника?

Почему не использовать поголовную мобильную телефонизацию? Почему не организовать караоке с популярными в Китае российскими хитами? Почему, наконец, именно в очереди не начинать презентацию страны, переместив наружу несколько мониторов изнутри? Очередь – это пока незадействованный резерв выставки.

Предугадавшие настроение масс канадцы проложили в павильоне с десяток виртуальных велодорожек. Садишься на тренажер, жмешь на педали и... гонишь в будущее по дороге времени. Сачкуешь в седле – нет у тебя никаких перспектив... Смех и радость вокруг перспективных велосипедов.

Французы установили на своем городском маршруте интерактивные экраны со знаменитостями. Хочешь пообщаться? Хлопни знаменитость по плечу и она, обернувшись с улыбкой, скажет тебе пару добрых слов. Персонально! Живые ходоки отбивают об экран ладони, а виртуальные знаменитости дружелюбно откликаются на каждый хлопок, шлепок и даже пощечину. Происходящее далеко от реальной городской жизни, но на то и выставка, чтобы реализовать, казалось бы, нереализуемое.

Всех превзошла в интерактиве Корея. Павильон напичкан разновеликими сенсорными мониторами. На большом можешь создать маленький. Можешь всякошно манипулировать его форматом. А можешь  углубиться в заинтересовавшую тебя проблематику. Рукотворные корейские экраны буквально облеплены посетителями.

Завлекательнейшее шоу устроили немцы. В трехэтажном цирковом яйце  повесили светодиодный желток, яркость которого привязана к  мощности голосовых связок собравшихся. Народ криком кричит, меняя цвет, орнамент и сюжеты. А когда после очередной петушинной громкоголосицы «желток» превращается в глобус, зал в восторге затихает, но в следующее мгновение взрывается громом аплодисментов... Организаторы шоу талантливо подвели случайно сформированное собрание пешеходов-смотрителей к осознанию значимости голоса каждого в делах нашего общего планетарного дома.

Интеллектуальный трансформатор

Всемирная выставка – это мощнейший интеллектуальный трансформатор. Интеллектуальная, если хотите, олимпиада. Но в отличие от олимпиад спортивных на ЭКСПО не устраивается каких-либо официальных соревнований. 

А, собственно, почему? Так называемых геймеров в мире сегодня ни счесть, так же как не счесть и интеллектуальные игры. Увы, позитивных, развивающих, образовательных игр во всемирном интернет-омуте меньше меньшего. В исключительном большинстве – членовредительские страшилки. А кто формирует моду на игры? В спорте там все отстроено. От гладиаторов давно отказались. Соревнуемся в борьбе. От первенства школы до всемирной олимпиады. Эффективнейший социальный лифт с почетом, славой и деньгами! А почему бы по спортивному подобию под крылом ЭКСПО не выстроить таким же образом и интеллектуальные соревнования? Начать можно с уже существующих. Отборочные этапы таких соревнований проводить в Интернете, чтоб у каждого была возможность заявить о своем таланте, а финальные турниры – на площадке ЭКСПО. Все это прибавит новых красок, новых эмоций, нового содержания  многомесячным выставочным программам. Это откроет дорогу в мир новым именам, подпитает всех уникальными знаниями.

Данное предложение обсуждалось на круглом столе в российском павильоне и получило поддержку. Было заявлено даже о намерении обкатать один из подобных проектов на нынешней ЭКСПО. Кстати, регулярные круглые столы, конференции, телемосты и прочие тематические с признаками «мозгового штурма» общественные мероприятия – это то, что в дополнение к внешней стати павильона облагораживает в Шанхае лицо России.

После осмотра национальной экспозиции страшно захотелось по арабскому подобию посмотреть на родное Отечество с высоты птичьего полета. Взлететь на восходе с новой морской платформы на сахалинском шельфе и вслед за Солнцем по часовым поясам пролететь над седьмой частью планетарной суши.

Найдется ли в России подобный фильм для многочасовой шанхайской очереди?  Если нет, тогда можно представить на восхищение очереди уникальные космические снимки Сергея Крикалева. В формате 3D. Эффект точно будет покруче британского миража!

 

http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/567.html